20 октября 2017




СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС КАМЕРНОГО ПЕНИЯ ИМЕНИ НИНЫ ДОРЛИАК


Конкурс проходил в Москве с 14 по 20 октября 2017 года и завершился гала-концертом в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского Инициатором учреждения такого конкурса стало Моцартовское общество и, прежде всего, его бессменный президент нар. артистка РФ, профессор Московской консерватории Галина Писаренко, одна из наиболее выдающихся учеников Нины Львовны Дорлиак и продолжатель её традиций камерного пения и педагогических традиций. Соучредителями конкурса стали Министерство культуры РФ и Московская государственная консерватория.

Результаты конкурса оправдали, а в определенном отношении и превзошли наши ожидания. Дело в том, что в некоторых недавних конкурсах вокалистов число участников было смехотворно малым. Но число желающих принять участие в конкурсе имени Нины Дорлиак оказалось настолько велико, что пришлось сократить вдвое число номеров, исполняемых конкурсантами в первом туре; в противном случае предварительное прослушивание затянулось, и весь график проведения конкурса был бы нарушен. Такое решение организационного комитета кого-то из участников конкурса огорчило, а кого-то и обрадовало: выбор произведений для отборочного тура предоставлялся самим конкурсантам.

Жюри состояло в основном из лиц, имевших творческое соприкосновение с Ниной Львовной Дорлиак: Галина Писаренко (председатель жюри), Анегина Ильина-Дмитриева, Елена Брылёва, Александр Науменко и Яна Иванилова – ее бывшие студенты и аспиранты, Ирина Кириллова – работала концертмейстером в классе Дорлиак около 30 лет, Рузанна Лисициан – единомышленник в камерном вокальном творчестве и коллега по преподавательскому цеху. В составе жюри были и два представителя музыкальной Австрии: Роберт Холл, бас с мировой известностью, и баритон Вольфганг Хольцмайер, представитель Международного фонда Моцартеум (Зальцбург), профессор Зальцбургского университета и Королевской академии музыки (Лондон).

Судить на первом туре, естественно было легче, хотя и среди не прошедших во второй тур осталось немало вокалистов, имеющих отличные вокальные данные и артистические способности. Ну а при отборе в финальный тур жюри пришлось встретиться со значительными сложностями. Были и разногласия в оценках, что совершенно естественно: девять членов жюри не могли не иметь различные взгляды на многие критерии при оценке вокального уровня и исполнительской манеры конкурсантов. Так или иначе, в финал прошли 14 человек, из которых с ещё большими трудностями пришлось определить лауреатов. Но если бы каким-то образом можно было определить предпочтение публики, то приз зрительских симпатий, я уверен, достался бы Михаилу Головушкину, молодому басу из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Правда, ему присудили только третью премию… Первая и вторая премии были отданы сопрано из Санкт-Петербурга Юлии Любимовой и Натальи Меньшиковой (Кучиной). Ну а GrandPrixдостался Альбине Латиповой, за которую горячо ратовала Австрийская часть жюри, высоко оценившая ее безупречное исполнение немецко-австрийского репертуара. Среди дипломантов, получивших специальные призы за лучшее исполнение сочинений тех или иных авторов, мне особенно хотелось бы выделить Татьяну Иващенко, получившую приз за лучшее исполнение немецких композиторов. Но лично я присудил бы ей приз за другое – за необыкновенно артистичное, глубоко прочувствованное исполнение романса Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда».

После конкурса лауреатам и дипломантам предстоит участие в музыкальных праздниках на престижных концертных площадках – в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, в ЦДРИ, на Рихтеровском фестивале в Тарусе и пр.

Но организовать и провести этот конкурс было бы невозможно без солидной финансовой поддержки. Мы счастливы, что в России возрождается институт меценатов и спонсоров, благодаря чему, как и в дореволюционной России, сегодня в нашей стране стали осуществляться большие культурные проекты.

Руководитель издательской программы «Моцартовского общества»(АНО «ОЛММ»)

Александр Розинкин


КОНКУРС СОСТОЯЛСЯ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ:



Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море»



Министерство культуры РФ



Моцартовское общество (АНО «ОЛММ»)



Издательство «DSCH»