29 мая 2014

ОПЕРА БРИТТЕНА «ПОВОРОТ ВИНТА» В РОССИИ


Год 2014-й объявлен перекрестным годом культуры Великобритании и России. И в связи с этим мне кажется уместным вспомнить событие 30-летней давности, тем более что главными героями этого важного для русской культуры события являются два великих музыканта – Бенджамин Бриттен и Святослав Рихтер, чьи столетние юбилеи почти совпадают по времени. Событие, о котором я упомянул, – первая в России постановка оперы Бриттена «Поворот винта» в 1984 году. Замечательным был не только сам факт первой постановки этой оперы в России, но и то, что режиссером-постановщиком был наш российский музыкальный гений Святослав Теофилович Рихтер, впервые выступивший в новом для себя амплуа.

Сейчас знаменитая опера «Поворот винта» готовится к постановке в Московском театре «Новая опера». До этого она была поставлена в Екатеринбурге, затем в Петербурге, в концертном исполнении опера была спета в Новосибирске.

Но все, кто пишут сейчас о «Повороте винта» в России, почему-то не упоминают о той постановке 1984 года, когда эта опера впервые была представлена русской (тогда советской) публике. (В 1985 году С. Рихтер свозил свой спектакль в Ленинград, позже – еще и в Киев.)

С тех пор прошло 30 лет. Время изменилось принципиально. В те далекие времена, о которых идет речь, зарубежные оперы у нас еще пели на русском языке. Правда, в печати и на ТВ велись горячие споры между противниками и сторонниками исполнения опер на языке оригинала. Но для С. Рихтера вопрос не подлежал обсуждению. Он твердо знал, чего хотел, а хотел он, чтобы слушателям (зрителям) было страшно! Но можно ли почувствовать страх, если ты не понимаешь, о чем поют действующие лица?

Цели своей Святослав Рихтер определенно достиг. Я помню, как однажды во время репетиции Святослав Теофилович, желая показать исполнителю, как нужно сыграть эпизод, чтобы было страшно, вдруг, словно ящерица, прилип к декорации, распластав на ней руки и изменив до неузнаваемости выражение лица. Сделано это было так неожиданно и правдоподобно, что мальчик, исполнявший роль Майлза, заплакал от страха.

К величайшему сожалению, видеозапись спектакля, кроме нескольких эпизодов, почему-то была случайно «испорчена»: Министерство культуры того времени скептически отнеслось к решению Рихтера поставить оперу, где действуют не совсем понятные герои с не совсем понятными намерениями.

Спектакль сыграли несколько раз на Декабрьских вечерах в Музее изобразительных искусств. Публика была, можно сказать, элитная, имеющая профессиональное или полупрофессиональное отношение к музыке. Поэтому успех постановки был оглушительный.

Интересно отметить один эпизод. На одну из последних репетиций Святослав Рихтер пригласил Бориса Александровича Покровского, чтобы выслушать мнение и советы этого мэтра оперного режиссерского цеха. Когда репетиция закончилась, Святослав Теофилович повернулся к Борису Александровичу с вопросом (точных слов не помню, но хорошо помню смысл этого диалога): «Ну что вы можете сказать?» На что Покровский ответил: «Мне кажется, вам стоит заняться оперной режиссурой». Реакция Святослава Теофиловича на такое заявление последовала незамедлительно: «А что, я уже плохо играю на рояле?» Великий Рихтер любил пошутить.

Вспоминая эти события 30-летней давности, нельзя не упомянуть, что главную партию в этой постановке исполнила Президент нашего общества народная артистка России Г.А. Писаренко. Партия не из легких: Гувернантка занята в 15 из 16 сцен этой оперы.

Сейчас идут переговоры об издании нот оперы «Поворот винта» Издательским домом «Композитор». Под вокальными партиями будут напечатаны тексты на английском и русском языках. Кстати, кроме постановки Рихтера, на русском языке эту оперу спели и в Екатеринбурге. За исполнение «Поворота винта» уральцы были награждены в Москве «Золотой маской».

В перекрестном году культуры Великобритания – Россия издание нот «Поворота винта» в России станет вкладом нашего Общества в популяризацию выдающегося английского композитора Бенджамина Бриттена, столетний юбилей которого был только что отмечен в музыкальным мире. И еще – это издание будет нашим приношением к юбилею гения Святослава Рихтера, благодаря которому «Поворот винта» впервые был поставлен в России.

Рихтер и Бриттен были большими друзьями.


А.Розинкин